Главная | О Министерстве| Задачи и Функции | План мероприятий | Структура | Официальная информация | Последние новости | Почта
Д О К Л А Д
Министра
труда и социального развития Республики
Хакасия О.В. Лапыка
«Об
итогах работы Министерства труда и
социального развития Республики Хакасия
в 2001 году и задачах на 2002 год»
Работу Министерства в 2001
году определили 2 основных события: в июле
2001 г. мы совместно с Пенсионным фондом
создавали в республике единую пенсионную
систему. В результате чего функция
назначения и выплаты пенсий, а вместе с ней
часть коллектива, оргтехники, оборудования
были переданы с 1 июля в Пенсионный Фонд. И с
апреля 2001 г. кардинально изменился механизм
финансирования всех основных социальных
законов. В результате кропотливой и
целенаправленной работы коллектива
Министерства труда и социального развития
Республики Хакасия , отделов социальной
защиты населения всех городов и районов
республики, трудовых коллективов наших
социальных учреждений стало возможным
обеспечение положительной динамики по всем
направлениям деятельности.
В структуре расходов
республиканского бюджета по разделу «Социальная
политика» наметилась тенденция роста: в 2000
г. было выделено 44,8 млн. рублей, в 2001 г. – 251,0
млн. руб. Доля расходов в республиканском
бюджете на «Социальную политику» в 2000 г.
составила 4,9 %, в 2001 г. – 16,0 %. Такой
существенный рост в большей степени связан
с изменением механизма финансирования
основных социальных законов.
В 2001 г. на осуществление
деятельности министерством было получено
310,7 млн. рублей или
101,1 % от утвержденной сметы расходов. В том
числе:
из средств
республиканского бюджета – 251,0 млн. рублей
(81,7 % от утвержденной сметы расходов). В 2000 г.
исполнение республиканского бюджета
составило 74,3 %;
из федерального бюджета
– 24,0 млн. рублей (2000 г. – 12,5 млн. рублей):
из средств Пенсионного
фонда и по Указу Президента Российской
Федерации № 2063 «О дополнительных мерах по
улучшению условий проживания престарелых и
инвалидов в государственных и
муниципальных учреждениях социального
обслуживания населения» - 25,5 млн. рублей (2000
г. – 37,6 млн. рублей).
Одним из основных
направлений работы Министерства в 2001г.
являются вопросы управления охраной труда,
соблюдения социальных гарантий трудовых
прав работников предприятий всех форм
собственности. И за этот период удалось
сделать не мало. На 70 % предприятий
республики созданы службы охраны труда.
Практически во всех администрациях
городов и районов введены
специалисты по охране труда.
Правительством Республики Хакасия
утверждена Система управления охраной
труда. Создана и работает Межведомственная
комиссия, которая систематически
рассматривает вопросы труда и социальных
гарантий в республике. Принято
Региональное 3-х стороннее соглашение.
Продолжается аттестация
рабочих мест. Создано 5 учебных центров, в
которых прошли обучение около 2000
руководителей и специалистов, отвечающих
за организацию производства, что в 3 раза
выше, чем в 2000 году. Удалось привлечь 855 тыс.
рублей из средств Фонда социального
страхования на обучение специалистов.
Проведен смотр-конкурс по охране труда и
многое другое. Огромную работу предстоит
проделать Министерству в текущем году в
связи с принятием нового Трудового кодекса.
Мы много говорили о том,
что социальная поддержка должна быть
адресной.
В этом году мы сделали
существенные шаги в этом направлении.
Принят Закон Республики
Хакасия «О потребительской корзине»,
утвержден Порядок исчисления величины
прожиточного минимума. На основании этих
документов ежеквартально рассчитывается и
утверждается прожиточный минимум по
социально демографическим группам
населения. Анализ доходов населения и
величины прожиточного минимума дает нам
возможность строить свою работу
по социальной поддержке населения
обоснованно. В частности осуществлять
выплату детских пособий, исчислять
субсидии на коммунальные услуги и т.д.
Огромный объем работы в
отчетном году проделан Министерством по
защите прав и законных интересов граждан
старшего поколения, поддержание их
социального статуса и обеспечение их
активного долголетия.
В первую
очередь значительное внимание уделялось
реализации Федеральных законов «О
ветеранах» и «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации». За 2001
года на предоставление льгот ветеранам
было фактически направлено 67.3 млн. рублей, в
2000 году – 56,2 млн. рублей. Наиболее полно
реализовался данный закон
в гг.Абакане, Саяногорске. Аскизском,
Бейском, Орджоникидзевском районах.
Исполнение
Федерального закона “О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» выглядит
следующим образом: в 2001 году –фактические
расходы составили 39.5 млн. рублей, в 2000 году
–21.3 млн. рублей.
Значительно больше, чем в
прошлые годы, было направлено средств (в
рамках реализации двух законов) на льготный
отпуск лекарственных препаратов ( 2001 год- 15.4
млн. рублей, 2000 год – 7.9 млн. рублей),
бесплатное зубопротезирование ( 2001 год – 5.9
млн. рублей, 2000 год – 3.4 млн. рублей), на
проезд на общественном транспорте (2001 год –
24.2. млн. рублей, 200 год - 17.5 млн. рублей), на
оплату коммунально-бытовых услуг ( (2001 год
61.2. млн. рублей, 2000 год - 53.1.
млн. рублей).
За счет федеральных средств
и средств, выделенных из
республиканского бюджета, были оздоровлены
1022 ветерана и инвалида ( в том числе 155
инвалидов и участников Великой
Отечественной войны), установлен инвалидам
войны 151 квартирный телефон, приобретены и
выданы 148 автомобилей «Ока», 882 инвалида
обслужены в протезно-ортопедических
предприятиях.
В
2001 году Правительством Республики Хакасия
на 2001 год была утверждена республиканская
целевая программа «Старшее поколение». В
рамках данной программы всем получателям
пенсии, чей размер пенсии не превышал 1500
рублей, ежемесячно на возмещение затрат на
коммунальные услуги и электроэнергию
пожилым гражданам выплачивалось по 50
рублей. Общая сумма таких расходов за
прошлый год составила 58 млн. рублей.
В
Хакасии по состоянию на 1 января 2002 года
работают 4 стационарных учреждения
социального обслуживания, в которых
постоянно проживают 1460 граждан, в двух
специализированных домах для ветеранов (Абаканский
территориальный центр и Аршановский дом
для ветеранов) проживают 113 человек. В
рамках Федеральной целевой программы мы в
прошедший год получили 5,2 млн. рублей,
которые были направлены на капитальный
ремонт стационарных учреждений
социального обслуживания и на приобретение
4 лифтов. Абаканским пансионатом ветеранов
получены кухонное оборудование и
автомобиль УАЗ.
Хочется
выразить слова благодарности Отделению
Пенсионного фонда Российской Федерации по
Республике Хакасия за большую помощь в
укреплении материальной базы учреждений
социального обслуживания, создании более
комфортных условий проживания в них
престарелых и инвалидов. По Указу
Президента Российской Федерации № 2063 от 25
декабря 2000 года на эти цели израсходовано 16
млн. рублей, полученных из Пенсионного
фонда Российской Федерации,
которые были направлены на
приобретение продуктов питания,
лекарственных препаратов, оборудования, на
проведение капитального и текущего
ремонтов, оплату коммунальных услуг и на
другие цели.
Одним из перспективных направлений работы с людьми пожилого возраста является социальное обслуживание на дому.
В городах и районах
Хакасии стабильно работают 19 отделений
социальной помощи на дому, 3 отделения
специализированной медико-социальной
помощи. Социальными и медицинскими
работниками этих отделений по состоянию на
1 января 2002 года обслуживаются более 2500 тыс. человек. Это
направление работы нам предстоит развивать.
Так
как республиканские показатели количества
обслуживаемых отделениями социальной
помощи на дому в 1,5 раза ниже общероссийских
показателей.
В
республике в основном завершилось
формирование государственной службы
медико-социальной экспертизы (МСЭ),
функционируют 10 составов бюро МСЭ, в
которых работают высококвалифицированные
специалисты. Постоянно осуществляются
выезды работников МСЭ в районы. Однако
нагрузка на МСЭ превышает существующие
нормы и в перспективе необходимо создание 3
бюро МСЭ: 2 состава Главного бюро МСЭ, 2
состава педиатрического бюро МСЭ, а также
кардиологического бюро МСЭ.
Успешно
функционирует протезно-ортопедическое
предприятие, которое в 2001 г. обеспечило
протезно-ортопедическими изделиями
практически всех нуждающихся. В настоящее
время этим учреждением изучается вопрос
расширения услуг по протезированию, в
частности изготовления обуви.
Следующее
направление работы Министерства – это
семья и дети.
За
последние годы в республике создана
принципиально новая, личностно-ориентированная
система учреждений социального
обслуживания семьи и детей различных типов.
Ее основными задачами являются
профилактика семейного неблагополучия,
индивидуальная помощь семье и детям,
оказавшимся в кризисных жизненных
ситуациях, помощь детям с девиантным
поведением, детям-инвалидам, детям-сиротам
в их социальной реабилитации и адаптации в
семью и общество.
Прямой
формой государственной поддержки семей с
детьми является ежемесячное
государственное пособие на ребенка. В 2001 г.
Правительством Республики Хакасия были
приняты все меры по погашению многолетней
задолженности по детским пособиям, в
результате она сократилась с 67,9 млн. рублей
на начало 2001 г. до 4,1 млн. рублей на начало 2002
г. Задолженность за 2001 г. составляет 1,1 млн.
рублей, что связано с увеличением числа
получателей детских пособий в связи с
ростом величины прожиточного минимума,
установленного в Республике Хакасия. В
настоящее время средства на выплату
детских пособий поступают регулярно. И
задолженность, остававшаяся с прошлого
года, уже практически погашена.
Расширился спектр оказываемых семьям и
детям социальных услуг, в их числе
социально-экономические, социально-бытовые,
психолого-педагогические, социально-правовые
и другие. Увеличилось число обслуженных
семей с детьми: 2000 г. – 30,9 тыс. семей, 2001 г. –
32,3 тыс. семей.
Вместе с тем анализ учреждений
социального обслуживания населения
показывает, что подавляющее большинство из
них расположено в городах (10 из 15 учреждений).
Не развита сеть муниципальных учреждений,
их всего 4. При активном содействии районной
администрации в 2001 г. был отрыт комплексный
центр граждан
пожилого возраста, инвалидов и семей с
детьми в Усть-Абакане.
Этому центру со стороны Министерства
оказана помощь в организации капитального ремонта, в
выделении автотранспорта.
Недостаточность учреждений
социального обслуживания населения
существенно затрудняет оказание
экстренной социальной помощи. Открытие
территориальных комплексных центров
социального обслуживания населения в
каждом городе и районном центре – это
проблема, которую необходимо решать в
ближайшей перспективе. Мы обращаемся к
заместителям глав администраций с просьбой
помочь в решении этого вопроса.
С
принятием в 1999 г. ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»
существенно возросла роль
органов и учреждений социальной защиты
населения в профилактике детской
безнадзороности и беспризорности.
В
Республике Хакасия проблема детской
беспризорности стоит не так остро, как в
Москве и некоторых других субъектах
Российской Федерации. Целенаправленная
работа на протяжении последних лет
позволяет нам сказать, что в настоящее
время в Хакасии создана социальная
инфраструктура для ликвидации детской
беспризорности. Особое место в ней занимают
социально-реабилитационные учреждения
для несовершеннолетних. У нас их- 3.
Это
учреждения нового типа, они позволяют
оказать необходимую социальную помощь
незамедлительно.
В
среднем ежегодно в республике остаются без
попечения родителей 850 детей.
Ведется
кропотливая работа по восстановлению
связей ребенка с биологической семьей. В
результате 53 % детей из социально-реабилитационных
учреждений в 2001 году были возвращены в
семьи. При отсутствии возможности у
родителей забрать ребенка, перевозку
осуществляют специалисты центров.
На Республиканский
социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних в г. Черногорске
возложены функции перевозки детей в семьи
за пределы республики. Ежегодно до
12 % в социально-реабилитационных
учреждениях составляют дети из других
субъектов Российской Федерации, в основном
- из соседнего Красноярского края.
Но до настоящего времени
в социально-реабилитационных центрах нет
транзитных отделений, что создает немало
проблем при доставке детей.
По данным
территориальных органов социальной защиты
населения в Республике Хакасия 4,8 тыс.
неблагополучных семей, в них около 10 тыс.
детей. При малочисленности отделов по
работе с семьей, женщинами и детьми, которые
зачастую представлены одним специалистом,
отсутствии муниципальных учреждений
социальной помощи семье и детям трудно
говорить о развитии системы социального
патронажа неблагополучных семей. Это
возможно сделать при объединении усилий
органов образования, в том числе опеки и
попечительства, внутренних дел,
неправительственных структур.
В Министерстве работает оперативная группа, «Горячая
линия» по вопросам детской безнадзорности
и беспризорности.
Актуальной остается
проблема детской инвалидности. В
Республике Хакасия на 01.01. 2002 года в органах
социальной защиты населения состояли на
учете 3405 детей-инвалидов
в возрасте до 18 лет, получающих социальные
пенсии.
Большинству
детей врачом-реабилитологом составляются
индивидуальные программы реабилитации,
которые являются основанием для
реабилитации ребенка-инвалида и
предоставления ему предусмотренных
законодательством льгот и гарантий. Так,
всем нуждающимся детям-инвалидам в 2001 г.
бесплатно изготавливались протезно-ортопедические
изделия, предоставлялись кресло-коляски.
Очереди на начало 2002 года на изготовление
протезно-ортопедических изделий и
предоставление специальных средств
передвижения для детей-инвалидов нет. Все
нуждающиеся в настоящее время ими
обеспечены.
Лекарственные
препараты по рецептам врачей отпущены
бесплатно в 2001 г. за счет средств
федерального бюджета 2252 детям-инвалидам на
сумму 1154,1 тыс. рублей. Этой категории
льготников лекарственные препараты
отпускались в первоочередном порядке.
Детям с тяжелой онкогематологической
патологией оплачена стоимость
дорогостоящих препаратов: Таштыпский район
– Лавренов Максим (83,0 тыс. руб.), Сазанаков
Леонид (16,0 тыс. руб.), г. Абакан – Чурдиков
Кирилл (34,5 тыс. руб.), Гнедой Михаил (24,0 тыс.
руб.), Омельчаков Максим (79,3 тыс. руб.).
В
республике создана собственная
реабилитационно-оздоровительная база для
инвалидов. Оздоровление детей-инвалидов
проводится на базе Саяногорского
реабилитационного центра для детей с
ограниченными возможностями и
Черногорского реабилитационно-оздоровительного
центра для ветеранов, инвалидов и семей с
детьми.
Саяногорский
реабилитационный центр для детей с
ограниченными возможностями входит в число
лучших реабилитационных учреждений России
и имеет все необходимые условия для
оказания помощи детям с церебральным
параличом, неврологической патологией,
нарушениями опорно-двигательного аппарата,
хронической и соматической паталогией. В 2001
г. в центре проведен капитальный ремонт
здания, завершен ремонт бассейна.
Приобретено дорогостоящее оборудование,
работающее по методу Биологической
обратной связи (БОС), для реабилитации детей
с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. В Черногорском реабилитационно-оздоровительном
центре для ветеранов, инвалидов и семей с
детьми построены гараж, овощехранилище,
наружные сети.
В 2001 г. в
этих учреждениях прошли реабилитацию и
оздоровление 743 ребенка-инвалида, в том
числе по путевкам «Мать и дитя» - 104 семьи с
детьми-инвалидами. Для 80-инвалидов были
приобретены путевки на курорт «Озеро Шира».
Все больше внимания в республике
уделяется оздоровлению детей, нуждающихся
в особой заботе государства: детей-инвалидов,
детей-сирот, детей, состоящих на
профилактическом учете в органах
внутренних дел, а также детей из
малообеспеченных, многодетных,
неблагополучных и неполных
семей в учреждениях социального
обслуживания населения.
На базе социозащитных учреждений в 2001 г.
было оздоровлено 3504 ребенка, что на 700
человек больше, чем в 2000 г.
В Саяногорском реабилитационном
центре для детей с ограниченными
возможностями и Республиканском центре
социальной помощи семье и детям в п. Майна
проводится круглогодичное оздоровление
детей. В период каникул на базе других
учреждений дополнительно организуется
работа загородных оздоровительных лагерей.
На
организацию оздоровления детей,
нуждающихся в особой заботе государства, из
федерального бюджета в 2001 году поступило 7,4
млн. рублей. В целях более эффективного
использования средств в мае 2001 г.
был проведен тендер среди
оздоровительных учреждений. Всего за счет
средств федерального бюджета было
оздоровлено 2596 детей, в том числе детей-инвалидов
– 299, детей-сирот – 256, детей, состоящих на
учете в органах внутренних дел – 257.
По
федеральным целевым программам «Дети-инвалиды»,
«Развитие социального обслуживания семьи и
детей», «Старшее поколение», «Профилактика
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» , «Жилище», «Социальная
поддержка инвалидов» получены денежные
средства, бытовое и реабилитационное
оборудование, автотранспорт на сумму 10,4 млн.
рублей, в том числе на строительство дома-интерната
для детей-инвалидов на 292 места в г. Абакане
– 3 млн. рублей.
Все
это позволило улучшить условия проживания
в учреждениях министерства.
Министерство строит свою
работу в открытом
диалоге с общественными объединениями
ветеранов, инвалидов, Союзом женщин
Республики Хакасия, общественной
организацией «Союз- Чернобыль». Особые
слова благодарности Хакасской
республиканской организации Российского
общества Красного Креста, которая помогает
не только жителям Хакасии, попавшим в
трудную жизненную ситуацию, но и снабжает
продуктами питания учреждения
Министерства.
Продолжалась
работа по развитию нормативно-правовой
базы в сфере труда и социальной поддержки
населения. В 2001 г. по инициативе
Министерства принят Закон Республики
Хакасия «О потребительской корзине в
Республике Хакасия», 22 постановления
Правительства Республики Хакасия, 2
постановления Президиума Правительства
Республики Хакасия.
На
рассмотрение республиканских комиссий
подготовлено 29 вопросов, проведено 12
семинаров с руководителями и специалистами
органов и учреждений социальной защиты
населения, инженерами по технике
безопасности.
За
последние годы существенно вырос
квалификационный уровень специалистов
министерства: 94 % работников имеют высшее
образование (1997 г. - 50 %). Средний возраст
работающих составляет 45 лет. Стаж
государственной службы имеют до 1 года 6
человек, от 1 года до 5 лет - 16 , от 5 до 10 лет - 12
, от 10 до 15 лет - 6 , свыше 15 лет - 9.
В высших учебных заведениях для
получения высшего или второго высшего
образования обучаются 4 человека, 1 – в
аспирантуре.
Таким образом, в
2001 году все мы с вами проделали
значительную работу по основным
направлениям социальной защиты населения.
И я от всей души
благодарю всех за творческий труд, доброту,
понимание проблем, стоящих перед нами.
Но еще больше предстоит
сделать:
1. Нам необходимо перейти на
персонифицированный учет всех получателей
льгот. Для этого мы должны приобрести
компьютерную технику, подготовить кадры,
создать программное обеспечение.
2. Обеспечить рациональное, адресное
использование средств, выделенных
республике в виде субвенций и субсидий в 2002
году, выполнение всех социальных законов.
3. Создать единую базу данных
неблагополучных семей, принять меры по
ликвидации детской безнадзорности и
беспризорности.
4. Максимально оздоровить детей,
нуждающихся в особой заботе государства.
5.
Максимально обеспечивать соблюдение
социальных гарантий и трудовых прав в свете
нового Трудового кодекса Российской
Федерации.
назад на страницу "Официальная информация"